Настройки
a a a
 
  

Аутизм. Описание и осложнения.

 
Аутизмом называют нарушение развития, характеризующееся не способностью к нормальному общению и дефицитом языковых навыков. Эти дефекты сопровождаются наличием серьезных трудностей в восприятии и неадекватной реакции на повседневные стимулы (например, звуки), нарушением адаптации к изменениям окружающей среды и повседневной деятельности, а также при изменении окружающей среды и повседневной деятельности по собственной инициативе. Признаки аутизма появляются еще до того, как ребенок достигнет возраста 2,5 лет, и сохраняются в течение всей жизни, хотя некоторые из симптомов мо гут потерять свою остроту. Из каждых 10 тысяч детей, рождающихся ежегодно в США, двое страдают от аутизма.
Аутизм — это поведенческий синдром, то есть группа конкретных признаков, проявляющихся совместно. Хотя эти отклонения по-разному воздействуют на поведение ребенка, синдром аутизма всегда включает в себя в большей или меньшей степени на личие трудностей в следующих областях.
 
Трудности в отношениях с другими людьми.
Детям, страдающим аутизмом, трудно формировать эмоциональную привязанность к родителям и другим людям. Это состояние часто проявляется уже в младенчестве — например, ребенок может безразлично относиться к тому, что его берут на руки, или даже не любить этого. Кроме того, страдающий аутизмом ребенок с самого раннего возраста не толь ко не испытывает желания проявлять привязанность в виде физического контакта, но и не устанавливает визуальных контактов с другими людьми, в социальном плане не реагирует на других улыбкой или иным изменением выражения лица. Создается ощущение, что ребенок не рассматривает людей как индивиду умов, а подчас даже и в качестве людей. Чаще всего создается впечатление, что ребенок-аутист живет в своем собственном мире.
По мере того как страдающий аутизмом ребенок растет, он обычно начинает лучше осознавать, что рядом с ним живут родители и другие знакомые ему взрослые люди и начинает устанавливать с ними не которые эмоциональные связи и приобретать привязанности. Однако связь с ровесниками или дружба с ними продолжают отсутствовать, как и отсутствует способность играть с ними в игры, требующие совместного участия и сотрудничества. Кроме того, создается впечатление, что дети, страдающие аутизмом, не знают, что такое сочувствие, они не могут «поставить себя на место других людей». С возрастом острота этих проблем может уменьшиться, однако большинство детей-аутистов и в зрелом возрасте продолжают испытывать серьезные трудности в общении.
 
Трудности взаимопонимания при использовании языка в качестве средства общения.
Нарушения языкового общения характерны для всех детей-аутистов. Хотя трудности, связанные со слухом, не являются характерной особенностью аутизма, маленьких детей-аутистов часто поначалу принимают за глухих. Эксперты считают, что детям-аутистам очень трудно обрабатывать информацию, связанную со значениями слов, речи, даже несмотря на то, что слышат они вполне нормально. Языковое развитие детей-аутистов надолго запаздывает, а в тяжелых случаях они на протяжении всей жизни оказываются неспособными говорить.
Если страдающий аутизмом ребенок и начинает использовать язык, то обычно, по крайней мере на первых порах, он делает это не для целей общения. Иногда кажется, что дети-аутисты получают удовольствие от языка просто как от набора звуков. Характерной особенностью использования языка детьми-аутистами на ранних этапах является эхолалия (тенденция повторять звуки и слова других людей). У не которых детей повторение по принципу «эха» про исходит сразу после того, как то или иное слово произнесено другим человеком. У других детей-аутистов отмечается удивительная способность запоминать целые отрывки из бесед или телевизионных про грамм, причем удивительно надолго.
Если ребенок-аутист и осваивает правильную речь, то она зачастую перемежается грамматически ми ошибками и изобилует другими нарушениями. Одной, очень характерной, особенностью является неумение правильно использовать местоимения. Например, ребенок, который просит дать ему яблоко, вполне может сказать «ты хотеть яблоко». Характерным для детей-аутистов является также и то, что им с трудом удается запоминать названия предметов, высказывать абстрактные мысли и использовать мета форы.
Речь ребенка-аутиста обычно бесстрастна, моно тонна, бесцветна, лишена эмоций и других нюансов. Если тон речи и меняется, то зачастую не к месту. Речь не сопровождается соответствующими проявлениями эмоций, такими как жесты или изменение выражения лица; все эти проблемы сохраняются и в зрелом возрасте.
 
Трудности в области восприятия и реакции на чувственные раздражители.
Дети-аутисты обычно самым неожиданным образом реагируют на любые чувственные раздражители, то есть на предметы и явления, которые они могут слышать, видеть, чувствовать, пробовать на вкус или обонять. Например, ребенок может безразлично от нестись к яркому свету, но впасть в состояние расстройства, услышав отдаленный звук работающей у соседа газонокосилки. Раздражители, которые другими людьми даже не воспринимаются, могут вызвать у ребенка-аутиста всплеск лихорадочной активности или, наоборот, пассивное состояние, при котором ребенок в течение долгого времени пребывает без движения. Ребенок-аутист может никак не отреагировать на полученную травму, боль. Он может не проявить и признаков страха в опасных ситуациях. В целом, как представляется, детям-аутистам лучше удается использовать осязание, вкус и обоняние, чем зрение и слух, как средство изучения окружающей среды и других людей.
 
Трудности приспособления к переменам в окружающей действительности или повседневном рас порядке жизни, или при внесении изменений в них по собственной инициативе.
Дети-аутисты проявляют стремление к сохранению закрепленного порядка в своей жизни. Большие огорчения у такого ребенка могут вызвать даже не большие изменения, например перестановка того или иного предмета мебели в квартире. Кроме того, многие дети-аутисты сильно привязываются к казалось бы бессмысленным предметам — например, кусочкам ткани, веревочке или аптекарской резинке — и очень огорчаются, если эти предметы у них отбирают. Они также часто придумывают себе ритуалы, например постоянно прикасаться к определен­ным предметам в четко определенной последовательности.
Желание сохранить заведенный порядок жизни, возможно, также объясняет, почему у некоторых детей-аутистов отмечаются странные двигательные на рушения, такие как частые, казалось бы бесцельные, взмахи руками, дерганье себя за волосы, удары себя по голове, качание, кружение, раскачивание взад-вперед или принятие «скульптурных» поз. Кроме того, дети-аутисты часто заворожено следят за предметами, осуществляющими повторяющиеся движения. Они поглощено наблюдают за крутящимися предметами, например вентиляторами или юлой, в то время как обычные игрушки использовать в творческих играх «понарошку» они зачастую не могут.
Дети-аутисты в старшем возрасте, а также взрослые больные, проявляют особый интерес к таким видам деятельности, которые связаны с зазубриванием, например запоминают наизусть расписание поездов или исторические даты.
 
Трудности с сохранением равномерных темпов развития.
Темпы развития ребенка, страдающего от аутизма, обычно столь же неравномерны, сколь различна степень его развития. Например, ребенок может научиться сидеть в очень раннем возрасте, но потом в течение многих лет не научиться ходить. Зачастую темпы развития ребенка в одной области резко отстают от темпов развития в другой. Например, семи летний ребенок-аутист может уметь одеваться и раз деваться, но не знать при этом, как пользоваться туалетом.
Для того чтобы поставить ребенку диагноз аутизма, необходимо наличие всех вышеупомянутых при знаков. С аутизмом могут быть связаны также и другие трудности. Например, считается, что около 75% детей-аутистов страдают, в большей или меньшей степени, от задержки умственного развития, что может лишь усложнить этот синдром. Кроме того, около 25% детей-аутистов в итоге начинают страдать от припадков.
Около 65% детей-аутистов продолжают страдать серьезными недостатками и во взрослые годы. Обычно остальные способны функционировать более не зависимо в связи с более высоким уровнем умственного развития и развития языковых навыков. Однако и у этих детей отмечаются трудности общения, функционирования в обществе и предметного мышления. Это явление часто называется остаточным аутизмом. У некоторых детей самопроизвольно про исходит улучшение состояния, однако, в целом, наилучшие перспективы открывает участие в специализированных интенсивных программах образования.
 
Причины. 
Несмотря на большой объем проведенных исследований, причина аутизма так и не установлена. Специалистам неизвестно, что именно в организме срабатывает не так, в результате чего возникает вышеупомянутый синдром. Поскольку аутизм связан с потерей таких способностей, как восприятие и общение, некоторые специалисты выступили с предположением о возможной связи синдрома с на рушением работы мозговых центров, ответственных за прием и переработку информации в речевой области.
Еще один вопрос, на который предстоит ответить, заключается в следующем: почему аутизм иногда сопряжен с врожденными состояниями. Сюда входят: энцефалит, менингит, задержка умственного развития, ретролентальная фиброплазияврожденная краснухаврожденный сифилис и бугорчатый склероз.Специалисты предполагают, что эти состояния и аутизм могут вызываться общими причинами. Ученые-медики изучают сейчас возможность частичной зависимости аутизма от генетических факторов. Большое значение имеет то, что у родных братьев или сестер детей-аутистов аутизм отмечается в 50 раз чаще, чем в среднем. Частота возникновения других нарушений, например, нарушений речи в семьях, где есть дети-аутисты, также выше, чем в других. В том что касается причин аутизма, одно представляется ясным: этот синдром не связан с недостатками воспитания ребенка со стороны родителей. Нет сомнений в том, что ребенок, страдающий аутизмом, страдает им уже с момента рождения, что дети-аутисты могут родиться у любых родителей, вне зависимости от того, как они воспитывают детей, и что практика воспитания ребенка никоим образом не сказывается на возникновении данного заболевания. Однако, в зависимости от того как родители реагируют на заболевание своего ребенка, он, в пределах своей болезни, может добиться больших или меньших результатов.
 
ДИАГНОЗ. 
Любого ребенка, у которого родители подозревают нарушение развития, необходимо показать педиатру, специализирующемуся на нарушении развития. Хотя, как считают эксперты, признаки и синдромы аутизма в большинстве случаев проявляются уже с момента рождения, родители не всегда замечают эти признаки до тех пор, пока ребенок не начинает ходить или даже до более позднего возраста. У большинства детей диагноз ставится в возрасте 2-3 лет, когда очевидными становятся трудности, которые они испытывают с языком и общением, в особенности в сравнении со своими сверстниками.
Особое значение имеет получение точного и детального диагноза состояния ребенка, у которого подозревается развитие аутизма. Поскольку связанные с аутизмом поведенческие нарушения носят столь разнообразный характер, этот синдром очень легко принять за какое-либо иное нарушение, в особенности, когда в одной области нарушение носит незначительный характер, а в других областях они весьма серьезны. С особой осторожностью родителям следует относиться к врачам, которые с легкостью прилепляют к их ребенку ярлык «замедленного», «страдающего умственной отсталостью с аутистическими тенденциями (или особенностями)». Хотя степень серьезности заболевания может быть и разной, тем не менее диагноз аутизма ставится только тогда, когда налицо имеются все симптоматические особенности поведения. Наилучшей клиникой для получения углубленного и точного диагноза является клиника, занимающаяся оценкой развития ребенка на базе того или иного университета. Выше вероятность того, что в таких клиниках подход к делу будет носить междисциплинарный характер, и, кроме того, в них обычно работают группы специалистов, подготовленных и обученных тому, чтобы правильно исключать те или иные болезненные состояния, которые легко спутать с аутизмом. К таким состояниям относятся депрессия, потеря слуха, нарушения речи, связанные с развитием, умственная отсталость, другие нарушения развития, шизофрения (см. психоз) и не нормально медленное развитие, обусловленное нарушениями в окружающей ребенка среде.
На подтверждение диагноза аутизма нередко уходит много времени. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев ребенка приходится неоднократно показывать профессиональным врачам, специализирующимся в нарушениях развития, психиатрам, невропатологу (специалисту по нервной системе), отоларингологу (ЛОР-врач) и специалистам по патологии речи (эксперт по нарушениям, связанным с язы ком и речью). Для диагностики, скорее всего, понадобятся физические и психологические тесты, долгое наблюдение за поведением ребенка, проверка его умственных способностей и проверка слуха и речи. Для проведения ряда исследований нервной системы может понадобиться госпитализация ребенка.
Если родители сомневаются относительно правильности поставленного диагноза, им необходимо заручиться мнением еще одного специалиста. Кроме того, детей с диагнозом аутизм следует, по меньшей мере раз в год, повторно показывать врачу с целью адаптации программы лечения к их текущим потребностям.
 
ЛЕЧЕНИЕ. 
Помощь детям-аутистам можно оказать на основе правильного сочетания специализированных программ обучения и образования. Целью при этом является обучение максимальному использованию тех навыков, которыми они располагают, чтобы компенсировать недостатки. Необходимо постоянно проявлять заботу о детях-аутистах.
Для родителей очень важно как можно больше узнать об аутизме, о конкретной форме, которой страдает их ребенок. Родителям следует требовать от диагностов и других врачей полного объяснения всех обстоятельств.
В настоящее время не существует универсальных эффективных программ по аутизму. Класть в больницы детей-аутистов, как правило, нет необходимости, но тем не менее большинство экспертов соглашаются с тем, что страдающие от аутизма дети в течение всего года должны посещать соответствующие программы, причем начинать делать это практически с момента постановки диагноза. При выборе программ родителям следует избегать таких, в которых упор делается только на один тип терапии, которые заявляют, что они приводят к поразительным успехам. Например, родителям следует с подозрительностью относиться к заявлениям о том, что, якобы, аутизм можно вылечить лекарствами. Пока что нет убедительных свидетельств того, что то или иное лекарство может оказаться эффективным в борьбе с этим недугом. Однако некоторые лекарства могут оказаться полезными в том плане, что они позволяют смягчать симптомы, создающие препятствия для обучения ребенка.
Как и при выборе диагностического центра, родителям здесь следует искать междисциплинарную про грамму, в которой методы лечения приспособлены к конкретным потребностям отдельного ребенка. Родителям следует убедиться в реалистичности той или иной программы лечения — например, в том, что от ребенка не требуется больше, чем он способен дать или достичь. Программа должна также помогать членам семьи ребенка научиться методам лечения в семье. Для этого очень важно, чтобы родители и врачи доверяли друг другу и уважали друг друга, часто встречались для обсуждения успехов ребенка.
В целом же, хорошая программа лечения должна отличаться наличием структуры и должна содействовать развитию у ребенка навыков речи и общения. Во многих программах лечения используются интенсивные изменения методики поведения, при которых ребенка хвалят и вознаграждают, за то, что он выполняет указания, и только иногда должным образом наказывают за неповиновение.
Самым новым и перспективным подходом к образованию и обучению малолетних детей-аутистов является обучение их в кругу семьи. Специалисты в течение долгого времени встречаются с его родными, учат их соответствующим методикам образования, стимулирования и управления поведением в кругу семьи. Обучение необходимо начинать, как только ребенку поставлен диагноз. В дальнейшем обучение дополняется поступлением ребенка в дневную школу.
В США, в соответствии с федеральным законом, все государственные школы должны обеспечивать образование для всех детей-инвалидов. Однако лишь в очень небольшом количестве местностей существу ют адекватные программы для детей-аутистов. Родители детей-аутистов должны объединяться для того, чтобы обсуждать имеющиеся в их распоряжении варианты и изыскивать возможности получения помощи от государства. Кроме того, родители могут связаться с национальным обществом детей-аутистов для получения консультаций о том, как наилучшим образом организовать государственные программы обучения в местности их проживания. Эта ассоциация также может поделиться своей информацией о программах ухода в воскресные дни и во время лет них каникул, о специальных центрах лечения подростков и о программах, при которых соответствующие специалисты занимаются детьми-аутистами, с тем, чтобы дать их родителям возможность какое-то время отдохнуть.
Очень трудно смириться с тем, что ваш ребенок страдает от аутизма. Нелегко также определить, что можно от ребенка ожидать, и продолжать при этом должным образом заниматься его лечением и обучением в кругу семьи. Многие семьи убеждаются в том, что консультации и советы, которые они получают, сами по себе оказываются бесценным источником помощи и поддержки.
 
ПРОФИЛАКТИКА. 
Пока аутизм профилактике не поддается.
 
По материалам сайта U-mama.ru
 
 
Версия для печати