Настройки
a a a
 
  

Дети с нарушениями зрения

Чтобы понять, какие дети относятся к этой категории детей, нужно знать, что не любое отклонение от нормы в анатомии или функциях зрительной системы следует определять, как зрительное нарушение. Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций: остроты зрения и поля зрения.
ЗРИТЕЛЬНОЕ НАРУШЕНИЕ – это острота зрения менее 0,3 на лучший глаз с коррекцией и/или поле зрения менее 15 угл. град. Определяя, что такое зрительное нарушение, мы одновременно определяем и круг лиц, нуждающихся в специальном образовании.
Зрительные нарушения вызывают у детей значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужают общественные контакты, ограничивают их ориентировку, возможность заниматься многими видами деятельности.
Причины нарушений зрения.
Врожденные:
  • вызванные различными вирусными и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности;
  • наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта и др.);
  • иногда обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями (такие нарушения проявляются не сразу).
Приобретенные:
  • внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы во время родов и в раннем возрасте ребенка;
  • в связи с повышением внутриглазного давления;
  • на фоне общего соматического ослабления здоровья ребенка;
  • недоношенные детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой часто наступает тотальная слепота.
Причиной атрофии зрительного нерва могут быть как наследственные, так и приобретенные аномалии. Иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.
Методы ранней диагностики.
Очень важна ранняя диагностика детей группы риска.
Существуют определенные тесты для проведения проверки зрения ребенка.
1 тест – проверка на возможность прослеживания глазами за светящимся предметом (фонариком) или  яркой игрушкой на расстоянии 10 – 15 см в любом направлении.   Проводится в 4 – 4,5 мес.
2 тест – для проверки остроты зрения. Предлагается выложить на светлый стол хлебные крошки диаметром 3, 1,5 и 0,5 мм. Ребенок в 6 мес. может увидеть крошки диаметром 0,5 мм.
3 тест – на выверение остроты зрения для обоих глаз.  Для проведения этого обследования ребенка нужно посадить на колени маме, а напротив них садится ассистент с яркой и интересной игрушкой в руках. Логопед из-за спины ребенка закрывает рукой вначале его правый, затем левый глаз. При попытке рассмотреть игрушку ребенок с нормальным зрением пытается убрать руку или наклонить голову.
Классификация зрительных нарушений.
Различают следующие типы детей с нарушением зрения:
  1. слепые дети (острота зрения на лучшем видящем глазу от 0,01 до 0,04),
  2. слабовидящие дети (острота зрения на лучшем видящем глазу при коррекции от 0,05 до 0,2),
  3. дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)
Особенности проявления нарушений зрения у детей.
Т.к. при врожденной или ранней слепотеребенок не получает никакого запаса зрительных представлений, у некоторых из них задерживается освоение пространства и предметной деятельности. Их представления и знания о предметах реального мира скудны и схематичны.
Речь часто формируется с задержкой. Вместе с тем, сформировавшаяся речь нередко бывает более богатой по лексике, чем у зрячих. Отмечается склонность этих детей к рассуждательству, но слова часто не выражают конкретного их значения или используются неадекватно. Отвлеченные понятия у слепых детей часто усваиваются легче, чем конкретные. Для них характерен высокий уровень развития вербальной (словесной) памяти. Мышление этих детей вязкое, обстоятельное, они склонны к детализации.
Слепота тормозит двигательную активность ребенка. Малоподвижность, вялость, медлительность и возникающие на этом фоне двигательные стереотипии являются характерными особенностями психомоторики этих детей.
Формирование навыков самообслуживания замедленно, и они часто не полностью сформированы даже к периоду школьного обучения.
Основные этапы медико-педагогической коррекционной работы.
  1. Лечебные мероприятия:
  • медикаментозное лечение;
  • лазеротерапия;
  • лечение на специальных аппаратах, тренажерах, выполнение упражнений для развития зрения;
  • лечебная физкультура.
  1. Сенсорное воспитание:
  • развитие зрительного восприятия и формирования предметных представлений,
  • развитие слухового восприятия и внимания,
  • развитиеосязания.
  1. Развитие  речи.
  2. Формирование различных видов деятельности:
  • предметной и игровой,
  • мыслительной деятельности (укрепление взаимосвязи между действием, словом и образом, формирование элементов логического мышления),
  • продуктивной (лепка, конструирование, ручной труд),
  • элементов трудовой деятельности.
  1. Физическое воспитание:
  • различные физические упражнения на развитие основных движений, физических качеств (быстроты, точности, равновесия), координации движений;
  • занятия по умению ориентироваться в пространстве,
  • преодоления скованности, неуверенности, боязни пространства, возникающих на фоне зрительной патологии;
  • спортивные и подвижные игры.
  1. Эстетическое развитие:
  • музыкальное воспитание и ритмика,
  • ознакомление с художественной литературой,
  • театрализованная деятельность.
  1. Социальная адаптация:
  • формирование умения ребенка сотрудничать со взрослыми и сверстниками,
  • формирование представлений о самом себе,
  • формирование навыков самообслуживания.
Версия для печати